Предисловие

У каждого народа существуют свои «чудеса» — сокровища культурного наследия. У казахского народа тоже существуют свои чудеса. К ним относятся семь наиболее ярких явлений культуры: наскальные изображения урочища Тамгалы, Золотой человек, домбра, юрта, мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, подземные мечети Мангистау, Байтерек.

Урочище Тамгалы

В 170 км к северо-западу от Алматы находится святилище Тамгалы (2 тыс. лет до н.э.). 4500 петроглифов, т.е. наскальных изображений урочища изображают священных животных, культовые и обрядовые сцены, сцены охоты и быта. Ущелье представляет собой поистине древнюю художественную галерею, в которой древние номады запечатлели своё понимание мира и человека в нём. Галерея петроглифов Тамгалы является сокровищем мирового значения и находится под защитой ЮНЕСКО.

Золотой человек

В полевой сезон 1969-1970 годов казахский археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов в предгорьях Семиречья, на берегу реки Иссык, исследовал богатейшее захоронение, которое вошло в мировую науку под условным названием «Золотой человек». Облачение сакского воина продемонстрировало всему миру знания и культуру древних кочевников, которые размышляли о взаимоотношениях человека с окружающим миром, о борьбе добра и зла в нём.

Домбра

Домбра – древний уникальный инструмент. Ни один из инструментов не может соперничать по популярности с домброй, ни один из них не окружён той любовью и почитанием, которыми пользуется домбра. Только на домбре исполняется огромное количество кюев, которые стали неотъемлемой частью духовной культуры казахского народа. В народе говорят, что она может передать всё, что на душе у человека. Но для того чтобы запела домбра, человеку самому нужно постичь душу этого инструмента.

Подземные мечети Мангистау

Земля Мангистау – это археологический заповедник древнейшей цивилизации, музей под открытым небом, где 11 тысяч исторических памятников взяты под государственную охрану. Это страна тысячи наскальных поэм-рисунков, край уникальных сооружений и мечетей, возведённых предками казахов (Бекет-Ата, Шакпак-Ата, Шопан-Ата, Масат-Ата и другие). Эти сооружения есть оставленное в наследие потомкам зримое воплощение древней духовной культуры, вобравшей в себя самые прогрессивные идеи Востока и Запада. Тысячелетие назад по земле Мангистау проходил Великий Шелковый путь от Хорезма и Хивы в Европу и на Ближний Восток. Открыв мир, наши предки сумели остаться самими собой, сохранить свою культуру, традиции и обычаи.

Мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи

Самая главная достопримечательность Туркестана – мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи (1094-1166 гг.). Он возведён ещё в 14-15 веках в честь исключительно почитаемого на Востоке духовного лидера тюркских народов, видного представителя тюркоязычной суфийской поэзии. В своём знаменитом цикле «Дивани хикмат» («Сборник мудрых высказываний») Ходжа Ахмед Яссауи изложил систему нравственных правил того времени, поведал о своих размышлениях о доброте, терпении, справедливости. В июне 2003 года мавзолей был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Казахская юрта

Юрта – один из древнейших типов передвижного жилища, широко распространённого в среде кочевых народов. Во все времена это было практичное и удобное жилье. Воспринимавшие природу, вселенную как естественное жилище, древние кочевники создавали свой собственный дом по тем же законам. Казахская юрта сохраняет прохладу воздуха в жаркие летние дни, оберегает от пронзительных холодных ветров, не промокает от потоков проливных осенних ливней. Обустраивание жилого пространства в соответствии с законами мироздания – вот ценные знания, оставленные нам нашими предками. Благодаря им юрта стала символом Родины и древней культуры народа.

Байтерек

«Байтерек» означает дерево жизни, которое растёт у Мировой реки на стыке миров. Корни дерева жизни удерживают землю, а крона подпирает небо. Каждый год в кроне Байтерека священная птица Самрук откладывает золотое яйцо – Солнце, которое проглатывает дракон Айдахар, живущий у его подножья, что символически означает смену лета и зимы, дня и ночи, борьбу добра и зла. я казахстанцев Байтерек – символ молодого растущего государства, которое из прошлого протянуло и сохранило свои исторические корни, имеет прочный развивающийся ствол в настоящем, а кроной, на которой вырастут плоды, устремлён к будущему процветанию.